Главная » Аналитическая психология

Аналитическая психология

Аналитическая психология:

Фрейд и Юнг – основные различия

Дорогой друг! На этой страничке Вы могли оказаться по двум причинам: либо Вы столкнулись с какой-то психологической проблемой и хотите разрешить ее при помощи специалиста, либо сами решили стать таким специалистом. Не так ли?

И сразу возникает дополнительная трудность. Дело в том, что нас – специалистов, которые начинаются на «психо» (от  греческого «psyche» – «душа»), великое множество.

Чтобы описать все ныне существующие направления науки психологии, не хватит не то что этой статьи, но и собрания сочинений в нескольких томах. Поэтому, как сказал однажды президент перед какой-то двухчасовой речью, «буду краток».

В чем разница 

между психотерапевтом, психологом и психоаналитиком?

По большому счету, всю деятельность «психо-специалистов» можно назвать терапией. Но так как само слово означает «лечение», терапевтами принято называть людей с медицинским образованием, то есть тех, кто вместе с «лечением словом» даст вам еще и таблетки. По этому поводу у нас возникают те самые «споры факультетов», так как остальные – психологи и аналитики считают медикаментозное лечение самым последним и крайне нежелательным прибежищем.

0ISs9v46Elw

 

Психологи и психоаналитики – это, соответственно, специалисты с гуманитарным образованием. Психологи, как правило, занимаются вопросами поведения человека, его познавательными процессами, способностями к взаимодействию с окружающими. Они выявляют деструктивные поведенческие сценарии и помогают выработать более удачные модели. То есть психологи используют когнитивные (связанные с сознанием, разумом, мышлением) методы.


В отличие от психолога, психоаналитик изучает не просто поведение человека, как следствие, а глубинные бессознательные процессы, как причины тех или иных поступков и событий в его жизни.


 

Также существует глубинная психология, к которой относится психоанализ и все его ответвления:

Классическая школа (Фрейд)  \  Аналитическая психология или юнгиантсво (Юнг, как следует из названия)  \  Индивидуальная психология (Адлер)  \  Телесноориентированная психология (Райх, Лоуэн).

В отличие от психолога, психоаналитик изучает не просто поведение человека, как следствие, а глубинные бессознательные процессы, как причины тех или иных поступков и событий в его жизни.

Пример для мужчин. В вашем автомобиле забарахлил мотор. Автослесарь предложит Вам сменить масло. И, дай бог, этого будет достаточно. Автомеханик же переберет двигатель, чтобы выяснить, почему машина начала потреблять масло в большем количестве, и этим предотвратит еще и дальнейшие проблемы.

Пример для женщин. Предположим, человек обращается к врачу с проблемой угревой сыпи. Дерматолог пропишет протирать кожу настойкой календулы. Пациент получит быстрый, но, увы, недолговременный результат. Если же он обратится к гастроэнтерологу, тот найдет причину —  например, проблемы с печенью. Эндокринолог выяснит, что у человека гормональные проблемы. Результат будет долговременный или же постоянный. Угри не вернутся, а также попутно удастся избежать многих других проблем со здоровьем.

Так вот, в наших примерах барахлящий мотор и угри – это следствия, глубинные причины – проблемы в двигателе, болезнь печени или гормональный сбой. Глубинная психология занимается двигателем и печенью, поведенческая – маслом и угрями. (Да не попадусь я после этого коллегам-психологам в темном переулке! Это, конечно, шутка. Обе профессии, как психолога, так и психоаналитика, равно важны и удачно дополняют друг-друга)

Глубинная психология берет начало в психоанализе Зигмунда Фрейда, который появился на рубеже XX века, в так называемую Викторианскую эпоху. Это время примечательно, во-первых, отсутствием крупных войн и, как следствие, большим экономическим, научным и духовным ростом, а во-вторых, невероятно строгим моральным кодексом. Только при таких условиях и мог появиться психоанализ!

Вспомним знаменитую пирамиду Абрахама Маслоу (на самом деле нашего соотечественника Авраама Маслова).

Иерархия человеческих потребностей:

Ступени (снизу вверх):

1. Физиологические (жажда, голод, сон);
2. Безопасность (чувство уверенности, избавление от страха);
3. Любовь (близость: душевная и сексуальная);
4. Принадлежность к общественной группе (социальные связи, общение);
5. Познание (потребность знать, уметь, исследовать);
6. Эстетика (гармония, порядок, красота);
7. Уважение (достижение успеха, одобрение, признание);
8. Духовность (познание, самоактуализация).

Последние четыре уровня называют «Потребностью в самовыражении» или  в «личностном росте».

Итак, Викторианская эпоха впервые за историю человечества удовлетворила низшие потребности в масштабах целых народов. Европеец был сыт, одет, обут, и жил в безопасности. А как только решены вопросы желудка, мочевого пузыря, сна, и никто не угрожает безопасности, просыпается половой инстинкт. Это закон, который в равной степени справедлив как для австралопитека, так и для нашего современника.


На нервной почве женщины впадали в истерические параличи, страдали мнимой слепотой и глухотой из-за внутреннего конфликта сексуального характера. Они не могли принять своей сексуальности, поэтому, их сознание сопротивлялось ей всеми возможными способами.


 

Но, как мы помним, второй отличительной чертой эпохи были непомерно строгие нравы. То есть не было более табуированной темы, нежели секс. А эта потребность как раз и вышла у европейца на первое место!

К термину «бессознательное» Фрейд пришел, занимаясь проблемой лечения истерии. На нервной почве женщины впадали в истерические параличи, страдали мнимой слепотой и глухотой по причине внутреннего конфликта сексуального характера. Они не могли принять своей сексуальности, не считали для себя возможным испытывать сексуальное влечение. Поэтому, когда эта мощная сила шла у них изнутри, их сознание сопротивлялось ей всеми возможными способами.

Безусловно, открытия Фрейда гениальны, они стали огромным подарком  человечеству. Однако фокус его научного интереса в силу требований эпохи был очень узок. Сексуальная революция через несколько десятилетий все же свершилась благодаря во многом его учению, а также идеям его ученика Вильгельма Райха. Женщине, наконец, вернули право иметь тело и телесные потребности, как это  было в дохристианскую эпоху.

Но невротические проблемы человечества не закончились. Они просто переместились на более высокие ступени пирамиды потребностей. Карл Густав Юнг еще во время сотрудничества с Фрейдом «предвосхитил» этот процесс, став, в своем роде, Николой Тесла от психологии. Но, к счастью, в отличие от великого физика, Юнг создал свою школу, оставил после себя учеников и сформулировал базу аналитической психологии.

Он признавал все психоаналитические концепции, не оспаривая ни фрейдистской сексуальной теории, ни  теории комплекса неполноценности Адлера. Он просто видел их ограниченность.

Созданная Юнгом психология более широка и универсальна, так что остальные течения можно считать ее частными случаями. Это относится не только к научным доктринам его предшественников и современников, но и к более поздним направлениям в психологии. В частности, популярная ныне в высших кругах бизнеса онтопсихология Антонио Менегетти, лишь подтверждает  идеи Юнга.

 


Главной духовной задачей, согласно аналитической психологии, является индивидуация – нахождения собственного уникального пути и следование своей природной сущности.


 

В своих трудах Юнг охватил широчайший спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальном и коллективном бессознательном и учения об архетипах.

Фрейдистское бессознательное являет собой вместилище подавленных, вытесненных за границы сознания идей и влечений конкретного человека.

Юнгианское бессознательное – это не просто вместилище собственных химер и монстров, а сокровищница психического мира всего человечества. В этом случае каждая отдельная душа представляет собой миниатюрную копию макрокосма со всеми человеческими возможностями, идеями и опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главной духовной задачей, согласно аналитической психологии, является индивидуация – нахождения собственного уникального пути и следование своей природной сущности. Следовательно, это является и основной задачей психоаналитической терапии.

В результате прохождения юнгианского анализа появляется зрелая личность. Зрелый человек твердо знает, каковы его истинные желания и потребности, а посему смело реализует их без страха и упрека в самом, что ни на есть, прямом смысле этих слов. Проще говоря, целостный человек всего лишь четко знает, что такое его собственное «Я», и из всего богатства мира он выбирает то, что этому Я подходит наилучшим образом, касается ли это творчества, способа заработка, спутника жизни, друзей, времяпровождения, места проживания и т.д.

Для себя же основное различие между юнгианством и классическим психоанализом я вижу в ключевом вопросе, определяющем эти концепции.


Вопрос фрейдизма «зачем?»
Вопрос юнгианства «почему?»


 

Психоанализ поясняет, почему человек страдает тем или иным неврозом или болезнью, объясняя это детскими комплексами и нереализованными, вытесненными влечениями.

Аналитическая психология видит в страдании еще и возможность саморазвития, при этом здесь нет ничего общего с христианским спасением через страдание. Юнг не говорит о том, что когда плохо — это хорошо. Просто каждая проблема это сопротивление индивидуальной сокровенной природы личности тем обстоятельствам, в которые загнал себя человек, повинуясь потребностям окружения. Поэтому каждый болезненный симптом, как душевный, так и телесный, уже содержит в себе ответ, что именно человек делает неправильно, и в какую сторону ему нужно повернуть, чтобы вновь встать на верный путь.

58a1cf1637942fb3eec44205599d08ee

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К сожалению, самостоятельно увидеть в собственном страдании нечто ценное неподвластно практически никому. Лечить собственные душевные проблемы – это все равно, что попробовать вырезать у себя аппендикс или самостоятельно произвести коронарное шунтирование.

Поэтому, если Вы решились направиться по пути индивидуации – мы ждем Вас, потому что мы были там сами и знаем дорогу.

Выбрать специалиста Вы можете здесь 

Если Вы решили сделать юнгианство своей профессией, мы рады сообщить, что Санкт-Петербургский Институт Юнга открывает образовательную программу по специальности «аналитическая психология». Подробнее – здесь.

Мы ждем Вас, коллега!

Автор текста  Сергеева Александра Александровна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

ВИДЕО О РАБОТЕ ЦЕНТРА

Уважаемые посетители нашего сайта!

Мы рады сообщить, что на нашем сайте Вы можете БЕСПЛАТНО воспользоваться услугой ОН-Лайн консультирование!

Это эффективно, быстро, выгодно и удобно!!

Он-лайн конференция – это возможность задать любой интересующий вас вопрос специалисту(ам) нашего цента. И получить ответ в режиме реального времени. Обращаем ваше внимание, что количество участников конференции не ограничено.

Если вы желаете получить индивидуальную ОН-Лайн консультацию, оставьте заявку здесь

Мероприятие*

Имя*

E-Mail*

Логин в skype

Удобное время для звонка

Короткая информация о том, что вы хотите обсудить

captcha

Записаться сейчас

Ваше имя*

Ваш E-Mail или телефон для связи*

Выберете тип консультации:

Какое время и дата Вам удобны?

Вы можете коротко описать Вашу ситуацию или тему консультации:

captcha

Поля, отмеченные символом * необходимо заполнить.

(Обращаем ваше внимание, что заявка считается принятой после того, как с вами свяжется администратор. Оставайтесь, пожалуйста, на связи по указанному вами телефону или e-mail.)

Задать вопрос

Ваше имя*

Ваш E-Mail (Укажите, если хотите получить ответ на почту)

Вопрос*

captcha

Поля, отмеченные символом * необходимо заполнить.

Запишитесь на курс
чтобы забронировать место в группе

Имя *

Фамилия *

Контактный телефон *

Контактный E-Mail *

 Я согласен с обработкой и хранением указанных здесь персональных данных