Главная » Библиотека » "Юнг и Мейстер Экхарт о Боге и мистическом опыте: Единый Ум". Кристин Герольд

«Юнг и Мейстер Экхарт о Боге и мистическом опыте: Единый Ум». Кристин Герольд

Кристин Герольд

Об авторе: Кристин Герольд – доктор философии, профессор колледже Св.Розы (Нью-Йорк), специалист по литературе Средневековья и Ренессанса, вице-президент Jungian Society for Scholarly Studies, вице-президент Института сакральных искусств Новой Англии, автор многочисленных работ по архетипическому подходу к литературе.
«Единый Ум» — такое название я использовала в том смысле, в котором Иоганнес Экхарт и К.Г.Юнг употребляли его в отношении множественности проявлений природы Бога, человеческой психики и мистического опыта. «Единый Ум» относится также к другой важной идее Экхарта о Боге, которую Юнг считал предшествующей своей концепции коллективного бессознательного. В этой статье я собираюсь показать единство понимания этими двумя великими мыслителями универсальных психологических аспектов мистицизма, в котором индивидуальная психология связана с архетипическим визионерским опытом.

На Юнга произвело впечатление понимание Мейстером Экхартом в XIII веке Бога как «психодинамического состояния». Согласно Юнгу, Экхарт видит «реципрокную сущностную связь между человеком и Богом, в которой человека можно понять как функцию Бога, а Бога – как психологическую функцию человека”. Как объясняет Юнг,

С эмпирической точки зрения аналитической психологии образ Бога есть символическое выражение известного психологического состояния или функции, характеризующейся тем, что она является безусловно превосходящей сознательную волю субъекта и потому может вынуждать или делать возможными такие деяния и достижения, осуществление которых было бы недоступно сознательному усилию. Этот по силе своей преобладающий импульс — поскольку божественная функция проявляется в поступках — или это вдохновение, превосходящее сознательный рассудок, происходят от скопления энергии в области бессознательного.

Как Юнг показывает в «Ответе Иову», образ Бога совпадает с архетипом «целостности» или «Самости» (Answer 647-48). По отношению к архетипу индивидуум, как отмечает Юнг,

может включиться в архетипическое измерение и испытать соответствующие эффекты; он может появиться на месте Бога, и это не только теоретически, но весьма ощутимо, так что другие люди будут действовать по отношению к нему, как к Богу. Мы знаем, что в католической церкви эта возможность заложена в основание института церкви, и нет сомнений в ее действенности.

Эта позиция Юнга противоречит метафизической точке зрения, что Бога можно считать абсолютным и находящимся вне индивида. По Юнгу, это означает психологически «полное неосознавание того, что действия Бога вытекают из собственного внутреннего бытия». Юнг ценил Экхарта за редкое понимание этого психологического феномена.

Юнг, как и многие комментаторы Экхарта, считал, что тот описывает свой личный опыт. Он приходит к выводу:

У Экхарта должно было возникнуть совершенно необычайное понимание ценности души, то есть ценности собственного внутреннего мира, если он мог подняться до, так сказать, чисто психологического и, следовательно, релятивного понимания Бога и Его отношения к человеку.

Бернард Мак Гинн считает, что Экхарт проповедовал возможность радикально нового понимания Бога как мистического союза, «ставящего целью «единство без различий» или в терминологии Экхарта unitas indistinctionis, т.е. в основании реальности лежит абсолютная идентичность Бога и души».

Мак Гинн отмечает, что Экхарт проповедовал не только клерикальной элите (145-46)2, но и обычным людям. Осознав однажды единство с Богом, Экхарт не отвернулся от тех, кто следует традиционному религиозному пониманию, и не отрекся от мира. Экхарт говорит, что к Богу можно прийти «у камина или в конюшне, т.к. внутри себя верующий может переживать сладкий экстаз и особую милость» (что я называю таинством). Здесь он фактически возражает против затворничества:

Сегодня многие люди, очевидно добродетельные, уходят из мира и укрываются в монастырях, пытаясь избавиться от мирских искушений. Если их цель найти Бога, то есть опасность, что они думают о себе, а не о нем.

Он пишет, что такие люди идут к Богу, замотавшись в плащ и спрятавшись под стол. Согласно Экхарту:

Духовный человек, идущий к Богу, должен освободиться от всех методов, упражнений, средств нахождения Бога. Бог сам направит их… Только это важно, чтобы стать беременным Богом.

Этот популярный психологический подход связывал его с движением Бегинок, известным в его время, и привел к его осуждению церковью. Булла Папы Иоанна XXII об Осуждении часто упоминает проповеди Экхарта «перед необразованной толпой». В результате осуждения Экхарта, как сообщает нам Мак Гинн, «общее собрание доминиканцев в Тулузе в 1328 г. выступает против утонченных проповедей простым людям». “Unitas indistinctionis,” как пишет Мак Гинн, родилась не в книгах, а в глубинах мистических переживаний XIII века, которые привели к сожжению Маргариты Поретанской и отрешению Экхарта.

Роберт Форман отмечает, что Экхарт, будучи мистиком, не одобрял видения, голоса и ощущения, которые он назвал «чувственным разнообразием мистического опыта», но симпатизировал «экстатическим прорывам, которые называл интровертивным разнообразием мистического опыта». Экхарт осуждал привязанность к ним или желание этого состояния прорыва. Он советовал:

Если человек в экстазе, подобно Св. Павлу, и знает, что больному необходимо подать чашку воды, то пусть отринет экстаз любви, чтобы проявить большую любовь в помощи нуждающемуся.

Фактически привязанность к любому состоянию Eigenschaft, согласно Экхарту, необходимо преодолеть, чтобы через процесс Lazen «позволить произойти», достичь Abegescheidenheit, «отрешенности», которая делает возможным Gezucket, «прорыв». Экхарт пишет: «Какое бы состояние мы ни обнаружили в себе – силы или слабости, радости или печали, любой привязанности – нужно их отвергнуть». В экстазе, как объясняет Экхарт, «внешние и внутренние влияния уходят, человек переживает отсутствие мыслей, чувств, ощущений и образов», но достигает «основы», «внутреннего человека», «искры души». Экхарт говорит, что эта основа идентична природе души, которая совпадает с природой Бога.

Экхарт объясняет про душу:

…Под этим царством божьим мы понимаем душу, т.к. душа подобна по природе своей Богу…так что …Бог в душе, и вся божественная природа зависит от нее.

Экхарт выражает взгляды, очень близкие к психологическим теориям Юнга. Юнг говорил:

С исторической точки зрения, душа… соответствует психологическому содержанию, которому должна быть присуща известная самостоятельность в пределах сознания. Ибо, не будь это так, люди никогда не пришли бы к мысли приписать душе самостоятельную сущность, как если бы она была объективно воспринимаемой вещью. Она должна быть содержанием, которому присуща самодеятельность и вместе с тем, по необходимости, частичная бессознательность, как и каждому автономному комплексу.

Аналитическая психология определяет душу как через «отношения с бессознательным», так и через «персонификацию бессознательных содержаний». Предположение Экхарта Юнг формулирует так: «Бог и душа в сущности одно и то же, будучи персонификациями бессознательных содержаний»; и он приходит к выводу, что «взгляды Экхарта были чисто психологическими», отмечая, что Экхарт «слепо утверждал, что Бог зависит от души». Экхарт сам говорил: «Будучи сама созданной, душа создала Бога, т.к. он не существовал до создания души. И я даже заявляю, что являюсь причиной того, что Бог является Богом!»

Экхарт говорит, что в состоянии прорыва человек находится «внутри божественного внепространственного пространства». Форман объясняет, что, по Экхарту, можно надолго прийти к «пребыванию внутри этого пространства». Это состояние Экхарт называет Geburt, «рождение». Экхарт объясняет в 6 Завете:

Отец вечно порождает сына, подобного себе…И я говорю Отцу: он породил мир через мою душу…и Отец породил своего сына в душе точно таким же образом, как и в вечности. Он должен делать это, желает того или нет…И я могу сказать больше: он породил меня как своего сына и как тот же сын. Отец: он не только породил меня как своего сына, но он породил меня как себя и себя как меня.

Далее Экхарт наставляет, что в душе «существование Бога начинается и заканчивается».
Выражение Экхарта для «заканчивается» — Der Durchbruch , прорыв души к Богу.

Юнговское понимание этого:

Этот акт является сознательным отличением от бессознательной динамики, отделением эго как субъекта от Бога (то есть от динамики или бессознательной силы) как объекта. Вследствие этого Бог «возникает». Когда же это отделение опять упраздняется через «прорыв», то есть через «отрешение» эго от мира и отождествление эго с бессознательной динамикой, тогда Бог как объект исчезает и становится субъектом, уже не отличающимся от эго; иными словами, эго как сравнительно поздний продукт дифференциации вновь соединяется с мистической, динамической всеотнесенностью. Это и есть погружение в «поток и источник».

Как говорит Юнг, это состояние всеобщности Экхарт называет «потоком и источником», «Основой основ» или «божественностью». Форман показывает, что этот прорыв представляет душу, выходящую за пределы всех форм и атрибутов Бога, включая Отца, Сына и Святого Духа, «за пределы всех перемен, различий и разнообразия». Экхарт убеждает нас, что в этой основе основ «все вещи движутся и все получает жизнь, живет само по себе, будучи наделено разумом». По словам Формана, «прорваться к божественности означает почти что прямо постичь: все вещи движимы тем, что я есть». Экхарт подчеркивал, что «этот прорыв гарантирует мне, что я и Бог одно».
Это в понимании Экхарта – unio mystica.

Вслед за другими авторами Юнг отмечает сходство идей Экхарта с восточной мистикой. Юнг заявляет, что, поскольку у нас нет прямой передачи традиции (например, от Упанишад), «эти параллели доказывают, что Экхарт черпает вдохновение из глубин коллективной психики, общей для Востока и Запада». Подобные идеи «обожествления» человека, фактически, можно найти в восточном христианстве или в «Мистагоги» VII века Максима Исповедника.
Юнг говорит, что «с психологической точки зрения, религиозные философы Востока и Майстер Экхарт на Западе идентифицировали «Божество с нуминозностью бессознательного».
Юнг рассматривает описанные Экхартом явления (и, весьма вероятно, пережитые им в опыте) как «мистическую регрессию к психическому доисторическому состоянию… когда побудительная динамика еще не выродилась в абстрактную идею, оставаясь живым опытом». Юнг объясняет, что «в результате этого ретроградного процесса изначальное состояние идентичности с Богом было восстановлено и обрело новый потенциал». Он считает, что эти переживания могут «помочь в создании мира заново».
Юнг пишет: «В этих сильных идеях мы слышим голос коллективной психики с ее невозмутимой уверенностью и неотвратимость естественного закона, приносящего духовную трансформацию и обновление».

В свои 80 лет, размышляя о своей молодости, Юнг пишет: «Меня привлекали размышления Пифагора, Гераклита, Эмпедокла и Платона… Их идеи казались красивыми и академическими,…но несколько отрешенными. Только тексты Майстера Экхарта дышали жизнью – хоть я и не понимал его». В своем позднем понимании Юнг мог сказать об Экхарте, что его охватывающий весь мир дух знал, вне дискурсивного знания, первичный мистический опыт, как у индийцев или гностиков… И пусть его труды пролежали захороненными 600 лет, т.к. его время еще не пришло. Только в XIX веке публика смогла оценить величие его ума.

Поразительно, что то же самое я могу сказать о Юнге и XXI веке. Я вспоминаю позднее письмо Фрейда Юнгу, в котором он предупреждает его об опасности увлечения «оккультизмом», поскольку оно будет настраивать людей против него. Но он не волновался, например, за «репутацию, добытую исследованием Деменции, которая будет впредь защищать его от обвинений в «мистике»».

Опубликовано в: Herold, C. “One Mind: Jung and Meister Eckhart on God and Mystical Experience.” Jung: the e-Journal of the Jungian Society for Scholarly Studies 2.4 (2006)

© перевод с англ. Хегай Л.А., 2009г.

Источник: maap.ru

 

Также предлагаем прочитать:

Цитаты. Карл Густав Юнг

«К.Г. Юнг и Ницше. Дионис и аналитическая психология». Поль Бишоп

«Юнгианская астрология. Урания — Муза трансценденции». Дарси Вудалл

«Некоторые размышления о гороскопе К.Г. Юнга». Грет Бауманн-Юнг

 «Идея нуминозного в работах Гете и Юнга». Поль Бишоп

ВИДЕО О РАБОТЕ ЦЕНТРА

Уважаемые посетители нашего сайта!

Мы рады сообщить, что на нашем сайте Вы можете БЕСПЛАТНО воспользоваться услугой ОН-Лайн консультирование!

Это эффективно, быстро, выгодно и удобно!!

Он-лайн конференция – это возможность задать любой интересующий вас вопрос специалисту(ам) нашего цента. И получить ответ в режиме реального времени. Обращаем ваше внимание, что количество участников конференции не ограничено.

Если вы желаете получить индивидуальную ОН-Лайн консультацию, оставьте заявку здесь

Мероприятие*

Имя*

E-Mail*

Логин в skype

Удобное время для звонка

Короткая информация о том, что вы хотите обсудить

captcha

Записаться сейчас

Ваше имя*

Ваш E-Mail или телефон для связи*

Выберете тип консультации:

Какое время и дата Вам удобны?

Вы можете коротко описать Вашу ситуацию или тему консультации:

captcha

Поля, отмеченные символом * необходимо заполнить.

(Обращаем ваше внимание, что заявка считается принятой после того, как с вами свяжется администратор. Оставайтесь, пожалуйста, на связи по указанному вами телефону или e-mail.)

Задать вопрос

Ваше имя*

Ваш E-Mail (Укажите, если хотите получить ответ на почту)

Вопрос*

captcha

Поля, отмеченные символом * необходимо заполнить.

Запишитесь на курс
чтобы забронировать место в группе

Имя *

Фамилия *

Контактный телефон *

Контактный E-Mail *

 Я согласен с обработкой и хранением указанных здесь персональных данных