Главная » Полезно знать » Семья/Отношения » Первый возрастной кризис: годовалый ребенок

Первый возрастной кризис: годовалый ребенок

Повышение требовательности, привередливость, громкое заявление ребенком о своих желаниях – это не остается незамеченным родителями. Часто мамы и папы жалуются, что ребенка будто подменили. Становится труднее выносить все возрастающие скандалы.

Молодые родители в растерянности: неужели мы что-то делаем неправильно?

Суть первого возрастного кризиса в том, что с того момента, как ребенок начинает самостоятельно передвигаться, увеличивается его активность и способность выражаться словами, возрастают и его потребности в познании окружающего мира.

62504

А возможности маленького человечка, увы, пока ограничены. Вот и приходится вашему чаду громко требовать, чтобы взрослый помог в его смелых экспериментах с реальностью.

Здесь наступает сложный период, и для родителя, и для ребенка в установлении границ дозволенного. Одни малыши терпимы к ограничениям, а другие реагируют на них ярым протестом. Именно на этом возрастном этапе ребенок встречается с тем, что и у взрослых тоже есть свои потребности и желания, появляются первые попытки малыша отстоять свой суверенитет и право на свое мнение, а также развивается стремление к самостоятельности, умение добиваться желаемого.

i(9)Психологические задачи, которые решают годовалые малыши на этом возрастном этапе:

1. Начало отделения от матери, когда из союза «мы» возникает «я и ты».
Это время, когда мама начинает восприниматься как отдельный человек, а не как продолжение тела ребенка. Психологическая «пуповина» между ребенком и матерью становится эластичной, способной растягиваться. Ребенок пробует увеличивать пространственную дистанцию: проверяет, насколько далеко я могу удалиться от мамы, без утраты чувства безопасности. Успешное решение этой задачи во многом зависит от готовности матери «отпустить» ребенка, дать ему пространство для самостоятельных действий, и от ее личного ощущения безопасности текущей жизненной ситуации.

625052. Осознание своих потребностей и ограниченности своих возможностей.
Ребенок активно манипулирует с окружающими предметами и игрушками, его мозг, буквально взрывается от обилия возможных вариантов игр и действий. Он активно исследует окружающее пространство, пробует свои силы. Ребенок начинает понимать: то, о чем просит мама и то, что он хочет делать в этот момент – разные вещи. А запреты папы — это досадное препятствие на пути к намеченной цели, которая притягивает как магнит.

На этом возрастном этапе часть конфликтов происходит из-за естественного желания ребенка подражать взрослым и делать то же, что и мама или папа: включать плиту или стиральную машину, нажимать на кнопки пульта от телевизора. Чтобы не тормозить познавательную активность и инициативу ребенка запретами и одергиваниями, по возможности включайте ребенка в свою деятельность, позволяете ему «помогать вам», т.е. осуществлять простые действия: помешать ложкой тесто или «отсортировать» болты и гайки.
Помните, ругая ребенка или не мотивированно запрещая, вы только подпитываете интерес ребенка к нежелательным или опасным предметам и действиям.

i(8)3. Становление способов коммуникации и вариантов взаимодействия с членами семьи и другими людьми.
Речь еще только начинает развиваться, малыш еще не особенно интересуется другими людьми, но уже понимает, что мир наполнен множеством разных людей и они по-разному на него реагируют. И даже родная мамочка часто ведет себя с ним по-разному: иногда сразу делает то, что ему хочется, а иногда совсем не понимает, от чего он плачет.

В связи с этим на этом возрастном этапе возникает и другой тип конфликтов, когда у ребенка не получается выразить то, что ему хочется словами или он не достигает желаемого в действиях. Например, ребенок не может объяснить маме, какую книжку он хочет с верхней полки или желает получить любимое лакомство немедленно. В таких случаях вспышки гнева, выражаемые плачем и наступательными движениями (махи руками и топанье ногами), вполне ожидаемы и нормальны для ребенка. Проблема в том, что взрослые быстро устают от бурных детских реакций и подключают в ситуацию свои эмоции.

Таким образом, ребенок учится принимать то, что бывают ситуации, на которые он не может влиять, но при этом его мировосприятие не разрушается: он по-прежнему любим и понимаем родителями.

i(10)Основные причины бурных проявлений кризиса первого года:

1. Слишком жесткие границы или, напротив, отсутствие всяких границ.
Когда естественная познавательная активность ребенка постоянно сдерживается запретами и ограничениями, маленький исследователь стремится проверить все родительские «нельзя», он реагирует протестом на любые «вторжения» родителя в свои игры. В связи с этим, в жизни годовалого малыша должно быть безопасное пространство, где бы он мог свободно и творчески самовыражаться. И организация такого пространства является творческой задачей для каждого современного родителя.

Существует мнение, что до 5 лет ребенка не следует ни в чем ограничивать. Однако практика показывает, в атмосфере полной вседозволенности многие дети чувствуют себя неуютно. Для психологического комфорта и полноценного развития ребенка необходимо особое сочетание свободы и стабильности окружающего мира, которая создается четкими ориентирами, понятными реакциями взрослых, семейными правилами и традициями. Часто своим непокорным и пророй, провокационным поведением, ребенок подает родителю сигнал: «Мне тревожно, я запутался и нуждаюсь в подтверждении стабильности и безопасности, мне необходимо мудрое руководство взрослого».

2. Сужение или, напротив, расширение зоны комфорта.
Разные дети по-разному проявляют свою познавательную активность, обладают разными способностями к интеграции нового опыта. Одним детям регулярно нужны свежие впечатления, иные от всего нового быстро переутомляются. Родителям необходимо быть чувствительными к индивидуальной потребности ребенка к новизне и скорости усвоения этого опыта, внимательно относится к методикам раннего развития, варьировать интенсивность мероприятий по социализации ребенка. Это поможет свести к минимуму детские скандалы, связанные, как с пресыщением, так и со скукой.

3. Нарушение баланса потребностей родителей и ребенка.
Родительские установки типа «все лучшее — детям», «чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало» создают почву для гиперопеки и воспитания по принципу «кумир семьи». Когда импульсивные желания не отделяются от истинных потребностей ребенка и находятся в приоритете, с наступлением первого возрастного кризиса, это выливается в бурные эмоциональные всплески.

Данная проблема является одним полюсом вопроса о балансе потребностей взрослых и детей в семье. Но существует и другой полюс: когда важные потребности ребенка в семье игнорируются или подменяются привнесенными извне. И в первом, и во втором случаях возникает эмоциональное напряжение в отношениях родитель-ребенок и на поведенческом уровне выливается в скандалы.

Следует стремиться к оптимальному балансу, когда родитель понимает базовые потребности ребенка, умеет отделять их от прихотей и стремится к наиболее полному удовлетворению важных потребностей своего малыша. При этом сам родитель хорошо осознает свои потребности, имеет четкие жизненные ценности и устремления, а так же умеет позаботиться об их осуществлении.
Вместо заключения хочется добавить: детские возрастные кризисы явление естественное и закономерное, и чтобы они не заставали врасплох, будьте внимательны к внутреннему миру вашего малыша и гибкими в своих реакциях.

Источник

Уважаемые, родители!

Если ребенок подавлен, его ничего не интересует, или, наоборот, перевозбужден, агрессивен – это не повод его ругать или самим впадать в панику.

Это причина обратиться к специалисту!

 

Статьи и книги по теме:

Ребенок и развод родителей

Детские страхи и тревоги

Подростки. Контролировать или дать полную свободу?

Дональд Вудс Винникотт. «Разговор с родителями»

Дональд Вудс Винникотт. «Маленькие дети и их матери»

Вайолет Оклендер. «Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка»

Винникот Д.В. «Семья и развитие личности»

Видра Д. «Помощь разведенным родителям и их детям»

 

ВИДЕО О РАБОТЕ ЦЕНТРА

Уважаемые посетители нашего сайта!

Мы рады сообщить, что на нашем сайте Вы можете БЕСПЛАТНО воспользоваться услугой ОН-Лайн консультирование!

Это эффективно, быстро, выгодно и удобно!!

Он-лайн конференция – это возможность задать любой интересующий вас вопрос специалисту(ам) нашего цента. И получить ответ в режиме реального времени. Обращаем ваше внимание, что количество участников конференции не ограничено.

Если вы желаете получить индивидуальную ОН-Лайн консультацию, оставьте заявку здесь

Мероприятие*

Имя*

E-Mail*

Логин в skype

Удобное время для звонка

Короткая информация о том, что вы хотите обсудить

captcha

Записаться сейчас

Ваше имя*

Ваш E-Mail или телефон для связи*

Выберете тип консультации:

Какое время и дата Вам удобны?

Вы можете коротко описать Вашу ситуацию или тему консультации:

captcha

Поля, отмеченные символом * необходимо заполнить.

(Обращаем ваше внимание, что заявка считается принятой после того, как с вами свяжется администратор. Оставайтесь, пожалуйста, на связи по указанному вами телефону или e-mail.)

Задать вопрос

Ваше имя*

Ваш E-Mail (Укажите, если хотите получить ответ на почту)

Вопрос*

captcha

Поля, отмеченные символом * необходимо заполнить.

Запишитесь на курс
чтобы забронировать место в группе

Имя *

Фамилия *

Контактный телефон *

Контактный E-Mail *

 Я согласен с обработкой и хранением указанных здесь персональных данных