Главная » Блог » «Кажется, что где-то свет»

«Кажется, что где-то свет»

«Давайте поразмыслим», — предложил когда-то Бруно Беттельхайм одной из молодых матерей в ответ на один из ее вопросов, — «что мы можем сделать, когда не понимаем, чего добивается ребенок». Такое предложение может быть обращено к родителям, не зависимо от того, каков возраст их ребенка. Особенно остро вопрос понимания мотивировок поведения возникает в подростковом возрасте.Четырнадцатилетний Вадим* не удержался в терапии, но за три встречи он с поразительной откровенностью продемонстрировал свой внутренний конфликт, который был причиной его депрессивного состояния.

На первой встрече, слегка заикаясь, сбиваясь и извиняясь за это, он обрисовал себя и свои цели двумя короткими фразами: «Я конченый человек», «Незачем все». Страх перед окружающим миром и желание быть понятым присутствовали в мальчике одновременно.

На третью встречу Вадим немного опоздал. Говорил как обычно быстро, волновался, легкое заикание то усиливалось, то ослабевало. Сразу, как будто оправдываясь, сообщил, что не нашел записей снов, но может вспомнить и так.

Сон, увиденный когда-то осенью.

«Сон очень реалистичен. Я сижу в кабине самолета. Это большой лайнер. Есть ощущение, что в нем много пассажиров. Чувствую, что все приборы мне известны, и я знаю, как управлять.

Но, вдруг, появляется ощущение опасности, и я катапультируюсь, меня выбрасывает из самолета. Парашюта нет. Я лечу самостоятельно и не вниз, а своим курсом, могу управлять собой.

Опасность была очевидной, поэтому я катапультировался, правда, осталось ощущение, что я оставил в самолете много людей, бросил их. Самолет летел на низкой высоте, и, скорее всего, упал бы в воду, так как полет был над водой. Когда я летел уже самостоятельно, внизу была не то чтобы вода, скорее – Солярис. Ощущение полета гораздо лучше, чем в самолете»

Вадим вспоминает эпизод из детства, когда он очень хотел скатиться на самокате с горы зимой. На дне лога под тонким льдом был ручей. Разогнавшись, Вадим круто повернул руль и влетел в воду. Нужно было принимать решение очень быстро, как в рассказанном сне.

Было страшно. Говорит, что когда-то летал на «кукурузнике», сидел в кабине рядом с пилотом. Вадим еще добавляет детали сна: «В кабине был какой-то запах (ищет слово)… старости, пыли, приборы некоторые не работали. Самолет, похоже, последний рейс делал. Он уже должен быть списан».

Пытаемся связать события детства и сновидения. Вадим соглашается, кивает головой. Вспоминает еще один сон, который был накануне. Я говорю, что осталось всего 7 минут до конца встречи, но Вадим явно хочет рассказать сон, и я соглашаюсь.

«Сон опять очень реалистичный, они очень часто бывают у меня такими. Я над морем, падаю (лечу). Вижу, что из воды торчит под углом часть большой железной поверхности. Это единственное место, куда можно приземлиться, похоже на часть корабля. На плоскости люк, я пролезаю в него, падаю.

Достигаю твердой поверхности, вокруг темно, привыкаю к темноте, большое пространство, вижу трубы, куда-то уходящие. Иду по ним (вдоль них). Вода по щиколотку. Подхожу к месту, где путь явно под уклон, воды больше, она не холодная (приятная). Кажется, что где-то свет. Думаю, что, если нырнуть и проплыть под водой, то, может, найду выход. Ныряю, плыву, выныриваю. Еще раз. Плыву под водой и чувствую, что воздух кончается, пытаюсь вынырнуть, не получается. Просыпаюсь».

Мы решили оставить сон до следующего раза, но этого раза уже не было.

В истории Вадима было много событий, которые могли оказаться причиной его состояния. Три года тому назад семья переехала в Санкт-Петербург из небольшого среднерусского города. Приблизительно в то же время произошел развод родителей. Минувшим летом отец умер от алкоголизма. Мать работает с раннего утра и до вечера.

Известно, что решающая роль в депрессии (депрессивном состоянии) как у взрослых, так и у детей принадлежит утрате. Она является ключевым комплексом душевного переживания Вадима. В новой для него обстановке большого города, с разрушенными внутрисемейными отношениями, он терпит поражения в установлении связей в школе (его бьют, учеба запущена). Работами Р. Спица и Дж. Боулби было показано, что если в младенчестве от ребенка ускользает не только хорошая, но и плохая сторона матери (первичный объект как будто осциллирует), то в определенный момент своего развития он начинает реагировать на это депрессией [2, 3, 5].

Утраты (каждодневные) и непонимание со стороны матери продолжаются. Слова Вадима: «Мама меня не слышит».

Регрессия Вадима чрезвычайно значительна, о чем говорят его небольшие сновидения. Достаточно обратить внимание на воду, которая присутствует в обоих снах. Символика воды обширна и глубока (почти каламбур). Один из словарей символов раскрывает смысл воды, как «вселенское стечение потенциальных возможностей, fons et origo («источник и происхождение»), предшествующее всем формам и всему творению. Погружение в воду означает возврат к состоянию до образования форм. С одной стороны — смерть и унижение, а с другой – возрождение и восстановление, поскольку погружение укрепляет жизненную силу. [4] (вспомним обряд Крещения). Конечно, существует не только общекультурный, мифологический аспекты символики воды, но и индивидуальный, онтогенетический.

Сновидческий возврат к началу, к материнской утробе является очевидным. Но также очевидным является и желание «родиться заново». В сновидении это попытки нырнув, найти выход к свету.

Сопротивление, вернее, страх перед терапией у Вадима оказались непреодолимыми. Однако, из разговора по телефону с его матерью, уже после многих пропусков сессий, я узнал, что дела в школе немного улучшились, что дает некоторую надежду в способности Вадима самостоятельно начать справляться с трудностями, то есть, продолжить движение по пути индивидуации.

* В тексте используется измененное имя пациента

Литература 1. Беттельгейм, Б. Любим ли я … Диалог с матерью. СПб.: «Ювента», 1998. 2. Боулби, Дж. Привязанность. М.: «Гардарики», 2003. 3. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: «Академический Проект», 2004. 4. Керлот, Х. Словарь символов. М.: «REFL-book», 1994. 5. Шпиц, Р. Психоанализ раннего детского возраста. М.: «ПЕР СЕ»; СПб.: «Университетская книга», 2001.   Предлагаем посетить разделы сайта:

ВИДЕО О РАБОТЕ ЦЕНТРА

Уважаемые посетители нашего сайта!

Мы рады сообщить, что на нашем сайте Вы можете БЕСПЛАТНО воспользоваться услугой ОН-Лайн консультирование!

Это эффективно, быстро, выгодно и удобно!!

Он-лайн конференция – это возможность задать любой интересующий вас вопрос специалисту(ам) нашего цента. И получить ответ в режиме реального времени. Обращаем ваше внимание, что количество участников конференции не ограничено.

Если вы желаете получить индивидуальную ОН-Лайн консультацию, оставьте заявку здесь

Мероприятие*

Имя*

E-Mail*

Логин в skype

Удобное время для звонка

Короткая информация о том, что вы хотите обсудить

captcha

Записаться сейчас

Ваше имя*

Ваш E-Mail или телефон для связи*

Выберете тип консультации:

Какое время и дата Вам удобны?

Вы можете коротко описать Вашу ситуацию или тему консультации:

captcha

Поля, отмеченные символом * необходимо заполнить.

(Обращаем ваше внимание, что заявка считается принятой после того, как с вами свяжется администратор. Оставайтесь, пожалуйста, на связи по указанному вами телефону или e-mail.)

Задать вопрос

Ваше имя*

Ваш E-Mail (Укажите, если хотите получить ответ на почту)

Вопрос*

captcha

Поля, отмеченные символом * необходимо заполнить.

Запишитесь на курс
чтобы забронировать место в группе

Имя *

Фамилия *

Контактный телефон *

Контактный E-Mail *

 Я согласен с обработкой и хранением указанных здесь персональных данных