Главная » Статьи » Песочная психотерапия. Игра или лечение?

Песочная психотерапия. Игра или лечение?

История песочной терапии берёт начало в 1929 г., когда английский педиатр, психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые стала применять песочницу и миниатюрные фигурки в игровой психотерапии с детьми — так родилась «Техника построения мира».

Детский психотерапевт Дора Кальфф, обучившись у Ловенфельд, дополнив «Технику построения мира» юнгианским психоаналитическим подходом и своим глубоким знанием восточной философии, обобщив практический опыт, разработала Юнгианскую песочную психотерапию.

95507633_l_9659b819

Её психотерапевтические взгляды базировались на высказанной Юнгом основополагающей гипотезе о том, что «психике человека присуще стремление к целостности и исцелению». Песочная терапия предполагает игру с песком и миниатюрными фигурками.

Для работы по этому методу, Песочная терапия предполагает использование такого инструментария в кабинете психолога, как психологическая песочница («поднос») с чистым промытым, просеянным и прокалённым песком и коллекцию миниатюрных фигурок, отражающих все аспекты жизни как реальной, так и сказочно-мифологической.

kndzz5Если психологическая работа предполагается в индивидуальном режиме или с группой 3-4 человека, то размер психологической песочницы это: 50х70х8 см. Такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком.

Лучше если песочница будет именно деревянной, это облегчает перенос «песочного» опыта клиента в реальную деятельность. Внутренняя часть поверхности подноса (дно и борта) окрашиваются в голубой цвет.
Таким образом, дно подноса символизирует воду, а борта небо.

Песочница и многочисленные миниатюрные объекты являются своеобразной метафорической ареной символического представления. Психологическая песочница позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии. В процессе продолжающего диалога со своим внутренним миром, ребенок, подросток, взрослый получает возможность представить и прожить внутренние образы в конкретной форме.

07761510Образы способны исцелять за счет того, что «с точки зрения юнгианского подхода, песочная терапия создаёт возможность для проявления архетипа «Ребенка», благодаря чему человек может прийти к его осознанию» и принятию.

Технологии песочной психотерапии многофункциональны, они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития, клиент же решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации.

Кроме того, работа с песком, моделирование «миров» в подносе развивают личность психолога и клиента, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Возможность в реальности, но на территории психологической песочницы проиграть конфликты, продумать и выстроить образ цели и способ достижения её, увидеть модели новых отношений — всё это способствует нормализации внутреннего мира личности, способствует снятию тревог, проработки внутриличностных конфликтов и различных страхов.

Функция психолога — сопровождать процесс, доверять бессознательному мнению клиента и создать условия для самооткрытия, самопознания ребенка, подростка, взрослого. Этот процесс игры «продвигает» клиента от ощущения «пострадавшего», к тому, чтобы чувствовать себя «создателем» своей жизни.

Разыгрывая ситуацию в психологической песочнице, ребенок, подросток, взрослый имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это в свою очередь, позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти конструктивные, приемлемые способы решения проблемы. Атрибуты разных культур, мифологические персонажи способствуют актуализации врожденного психического опыта и его осознования, предоставляя клиенту возможность переживать новый психический опыт и воплощать его в реальную жизнь.

В рамках песочной терапии возможна также работа со сновидениями ребенка, подростка, взрослого: «Вспомните самый яркий для вас эпизод сновидения и создайте его в песочнице» , актуальна работа со страхами: «Выбери несколько самых неприятных для тебя фигурок, и расположи их в песочнице, создай мир для них».

Создание песочных композиций не требует от клиента каких-либо особых умений, а созданные композиции не могут быть «хуже» или «лучше» других. Основным критерием анализа художественной «продукции» созданной в психологической песочнице, является её аутентичность, переданная в единстве формы, цвета и символического содержания.

Ребенок или взрослый – может свободно работать с песком, строить, лить воду, располагать предметы, фигурки или же обходится без них. Тем не менее, в использовании материалов есть символическая логика, и даже если картина имеет хаотичный характер, она рассматривается психологом как завершённые образ, фотографируется или зарисовывается и затем анализируется.

Интерпретация символического содержания песочницы идёт от клиента, психолог, задавая тактичные вопросы оказывает поддерживающую и принимающую функцию, помогая активизировать ресурсы клиента по «исцелению».

Интерпретационные, психокоррекционные вопросы по песочной композиции могут быть такого содержания, как: «Расскажите, пожалуйста, о том что происходит в вашей картине», «Что эта фигурка для вас означает», «Удобно ли будет обитателям этого мира, если будет так-то и так-то…», «Что бы вы хотели изменить?», «Есть ли здесь фигурка символизирующая вас?», «Что чувствует эта фигурка когда так-то и так-то…», «Кто здесь самый добрый?», «Кто здесь самый злой?», «Как можно помочь жителям этой страны?», «Скажите, что бы из этого мира вам хотелось забрать с собой в мир реальный?…Может это ощущения, чувства, мысли, идея, образ – то, что будет полезным для вас в жизни».

Работа, игра продолжается, пока «мир» в песочнице и внутреннее самоощущение клиента не придут к стабильному состоянию.
Метод песочной терапии сочетаем с гештальт-терапией, групповой психотерапией, семейной терапией, арт-терапией, символдрамой – это позволяет психологу школы работать с детьми применяя самые различные техники психокоррекции, актуальные для каждого случая и возраста.

Психологический анализ песочной композиции, возможен с точки зрения различных концепций и техник, это может быть техника «активного воображения» К.Г. Юнга, или же классическая Юнгианская песочная терапии Доры Кальфф, возможна интерпретация основанная на новом современном методе Сказкотерапии или же символдраматическая интерпретация, – это зависит от уровня квалификации и профессиональной направленности психолога-специалиста.

 

ВИДЕО О РАБОТЕ ЦЕНТРА

Уважаемые посетители нашего сайта!

Мы рады сообщить, что на нашем сайте Вы можете БЕСПЛАТНО воспользоваться услугой ОН-Лайн консультирование!

Это эффективно, быстро, выгодно и удобно!!

Он-лайн конференция – это возможность задать любой интересующий вас вопрос специалисту(ам) нашего цента. И получить ответ в режиме реального времени. Обращаем ваше внимание, что количество участников конференции не ограничено.

Если вы желаете получить индивидуальную ОН-Лайн консультацию, оставьте заявку здесь

Мероприятие*

Имя*

E-Mail*

Логин в skype

Удобное время для звонка

Короткая информация о том, что вы хотите обсудить

captcha

Записаться сейчас

Ваше имя*

Ваш E-Mail или телефон для связи*

Выберете тип консультации:

Какое время и дата Вам удобны?

Вы можете коротко описать Вашу ситуацию или тему консультации:

captcha

Поля, отмеченные символом * необходимо заполнить.

(Обращаем ваше внимание, что заявка считается принятой после того, как с вами свяжется администратор. Оставайтесь, пожалуйста, на связи по указанному вами телефону или e-mail.)

Задать вопрос

Ваше имя*

Ваш E-Mail (Укажите, если хотите получить ответ на почту)

Вопрос*

captcha

Поля, отмеченные символом * необходимо заполнить.

Запишитесь на курс
чтобы забронировать место в группе

Имя *

Фамилия *

Контактный телефон *

Контактный E-Mail *

 Я согласен с обработкой и хранением указанных здесь персональных данных