Главная » Полезно знать » Понимаем ли мы своих детей!

Понимаем ли мы своих детей!

Пешехонова Лилия Павловна
« Назад

На уроке подростка спросили:
— Что такое счастье?
— Это — когда тебя понимают!

На консультацию к психологу приходят родителя и жалуются на поведения ребенка. Они просят сделать что-нибудь, чтобы ребенок стал послушным. А задавались ли когда-нибудь родители вопросами: могут ли они поставить себя на его (ребенка) место и увидеть себя его глазами? Могут ли они анализировать свои действия и их последствия? Сотрудничают ли они с ребенком в сложнейшем процессе его взросления и саморазвития?… Сложные вопросы… Мы так стараемся воспитать своего ребенка, что забываем о самом главном – понимаем ли мы своего ребенка!

Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Родители воспитывают своим собственным поведением, отношением с другими членами семьи и друг с другом. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них.

Поэтому, чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторону, родителям прежде всего нужно изменить себя.

В воспитании, пожалуй, самое трудное — понять причины поведения ребенка. Вообще, сегодня проблема понимания людьми друг друга — одна из основных.

Понять человека — это значит понять причины его поступков, поведения, объяснить мотивы, побудившие действовать определенным образом. Понять другого — это встать на его позицию, «влезть в его шкуру».

Важно понять: воспитание — это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате которых изменяются и те, и другие.

Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребенку, предъяви их себе.

Если же родители хотят добиться от своих детей выполнения требований, которым не следуют сами, то это удается только при помощи мер принуждения (физического наказания, угроз). Ребенок, из страха наказания, выполняет требования родителей формально. Этот страх порождает обман, лицемерие, идут на любые хитрости, только бы избежать наказаний.

Родителям, применяющим жесткие меры наказания в воспитании, важно знать, что при принудительном выполнении требований родителей ребенок не испытывает потребности в добрых поступках, не может обрести и привычки нравственного поведения. Стремление во что бы то ни стало добиться послушания вызывает в ребенке внутреннее сопротивление, а потом и активный протест.

В зависимости от того, в каком окружении растет ребенок, кто занимается его воспитанием, как с ним общаются, у него будет развиваться тот или иной комплекс потребностей и складываться их иерархическая структура (система предпочтений, ценностей).

Если на ребенка постоянно кричали, применяли физические наказания, у него может сложиться потребность всячески избегать этих потрясений и, как следствие, проявятся такие отрицательные качества, как лживость, пугливость, недоверчивость, агрессивность и т. д.

Если ребенка оберегали от труда и все за него выполняли взрослые, то он может стать ленивым, безвольным, но в то же время, стремясь избежать любого дела или страшась, что не справится с ним, будет хитрить, ловчить, обманывать, притворяться, заискивать и т. д.

Если ребенку ни в чем не отказывали, покупали лишь дорогие модные вещи, то у него могли развиться непомерные притязания и вместе с тем неумение беречь вещи и ценить вложенный в них труд.

Если ребенку не читали книжек, мало общались, то у него не будут развиты интерес к знаниям, интеллект, мышление, способность сопереживать и т. д.

Очень часто в качестве ведущей причины удивляющего или возмущающего взрослых поведения ребенка выступает потребность в самоутверждении. Неумение родителей и учителей увидеть и признать эту потребность приводит к тому, что они неправильно объясняют его поступки и неадекватно реагируют на них. Например, невысокие и щуплые подростки, стремясь подтвердить свою взрослость, ведут себя вызывающе; мальчишки начинают курить, пить, общаться с теми, кто старше и объединен в уличные шайки.

Понять всю серьезность пустяковых, с точки зрения взрослых, переживаний детей, — значит помочь им найти достойный путь самоутверждения, развить те способности и таланты, которые подростки сами не всегда в состоянии обнаружить.

Милосердие, понимание… Всем надо учиться этим самым главным наукам, перестраивая себя и общую нашу жизнь.

Подростковый возраст — это время обретения независимости, освобождения из-под опеки взрослых. Именно в этом возрасте подростки испытывают болезненную ранимость, желание во что бы то ни стало отстоять свое право на уважение, доказать, что они уже не дети. В этом возрасте столь же актуальны, как и потребность в самоутверждении, потребность в друге, потребность занять достойное место в коллективе, потребность в общении со сверстниками. Вот почему воспитателям и родителям нужно знать эти ведущие потребности возраста и помочь подросткам удовлетворить их.

Подростку очень нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Постарайтесь стать для них таким другом.

Не бойтесь проявлять к подростку чрезмерную любовь! Форма ее выражения — предельные чуткость и бережность. Окружите ими подростка, будьте внимательны, наблюдательны, но без назойливости, оскорбительной подозрительности. Умейте активно слушать их сбивчивую косноязычную речь и слышать их, даже когда они молчат. Не отвечайте на грубость грубостью. Не замечайте ее. Вооружитесь юмором и ласковым словом. И действительно, «не лезьте со своими советами»! Проявите мудрость и широту души, милосердие и благородство. И помните, дети, как сказал мудрец, всегда правы, ибо им принадлежит будущее. Постарайтесь осмыслить этот парадокс, а не утверждать, что он неверен.

Да, это сложный путь. Если вам нужна помощь, обращайтесь к специалистам, они помогут!

Интересные статьи:

Семья XXI века.

Сказки современной принцессы

Неотправленное письмо…сыну…

Дети, которые играют в игры.

Одиночество. Пространство смысла.

Семейная жизнь на 5+

Если вы хотите изменить судьбу

На стороне подростка

 

Другие статьи по темам:

Здоровье

Развитие/Образование

ВИДЕО О РАБОТЕ ЦЕНТРА

Уважаемые посетители нашего сайта!

Мы рады сообщить, что на нашем сайте Вы можете БЕСПЛАТНО воспользоваться услугой ОН-Лайн консультирование!

Это эффективно, быстро, выгодно и удобно!!

Он-лайн конференция – это возможность задать любой интересующий вас вопрос специалисту(ам) нашего цента. И получить ответ в режиме реального времени. Обращаем ваше внимание, что количество участников конференции не ограничено.

Если вы желаете получить индивидуальную ОН-Лайн консультацию, оставьте заявку здесь

Мероприятие*

Имя*

E-Mail*

Логин в skype

Удобное время для звонка

Короткая информация о том, что вы хотите обсудить

captcha

Записаться сейчас

Ваше имя*

Ваш E-Mail или телефон для связи*

Выберете тип консультации:

Какое время и дата Вам удобны?

Вы можете коротко описать Вашу ситуацию или тему консультации:

captcha

Поля, отмеченные символом * необходимо заполнить.

(Обращаем ваше внимание, что заявка считается принятой после того, как с вами свяжется администратор. Оставайтесь, пожалуйста, на связи по указанному вами телефону или e-mail.)

Задать вопрос

Ваше имя*

Ваш E-Mail (Укажите, если хотите получить ответ на почту)

Вопрос*

captcha

Поля, отмеченные символом * необходимо заполнить.

Запишитесь на курс
чтобы забронировать место в группе

Имя *

Фамилия *

Контактный телефон *

Контактный E-Mail *

 Я согласен с обработкой и хранением указанных здесь персональных данных