Сновидение — средство общения с Богом
Аристотель — учитель Македонского, был автором трех трактатов о сновидениях. Сам Александр записывал свои сновидения и даже иногда оглашал их перед войсками.
Наиболее авторитетное сочинение по снотолкованию дошедшее до нас из античных времен написано Артемидором из г.Далдис (135 – 200 г. до н. э.). Артемидор много путешествовал и собирал материал по сбывшимся, то есть правильно истолкованным сновидениям. Артемидор разделял сновидения на 5 категорий: Сон, Видение, Оракул, Фантазия, Призрак. Основной принцип истолкования сновидений по Артемидору – нет общих закономерностей возникновения снов и нет универсальных правил толкования. Толкование сновидений это род искусства.
Сократ считал, что сновидения это внутренний голос человека и крайне важно относиться к нему серьезно и следовать его велению.
Платон считал, что во время сна снижается контроль за побуждениями и многие противозаконные побуждения находят себе выражение и могут увеличиваться в количестве. Теория сновидений Платона во многом предвосхищает теорию Фрейда.
Аристотель в противоположность Платону, считал сновидения рациональным и очень чутким к проявлениям телесной и душевной жизни, явлением. Но многие сновидения бессмысленны и случайны и, стало быть, истолкование невозможно. Пророческие сновидения в большинстве своем лишь совпадения.
Фома Аквинский различал четыре типа сновидений. Сновидения могут быть причиной будущих событий: встревожась во сне, мы действуем днем определенным образом. Сновидения могут быть предзнаменованием, поскольку порождаются они и грядущие события одной причиной и, в силу этого обстоятельства, по сновидениям можно предсказывать будущие события.
Древние египтяне относились к сновидениям как к посланиям богов. Для получения божественного совета широко практиковалось вызывание нужных сновидений, когда человек, совершив соответствующий обряд, засыпал в серапиоме и получал желанный совет в своем сне. Существовала даже практика найма «талантливых» сновидцев, которых страждущий посылал в серапиом посмотреть нужный сон за себя.
В древней Греции существовал обычай целительного сна в храме Эскулапа для получения в сновидении лечебных предписаний от самого Эскулапа, которые истолковывались служителями храма.
Древние вавилоняне и ассирийцы верили, что дурные сны насылаются демонами и духами умерших людей. Самые ранние ассирийские истолкования сновидений обнаруженные на глиняных табличках в библиотеке последнего ассирийского царя Сарданапала датированы приблизительно III-м тысячелетием до нашей эры.
В них полет во сне означал грозящее бедствие; питие вина – недолгую жизнь, а питие воды — долгую, особенно тревожили людей того времени сцены ссор с отцом, матерью, братом, появление во сне предков, покойников, а также войны с соседями. Такой «словарный» подход применялся к любым людям и любым снам не зависимо от их особенностей.
Другие представления того времени рассматривали сновидение как деятельность духов предков или душ других спящих людей. Считалось, что во время сна душа покидает тело и может путешествовать отдельно от субъекта
Китайцы классифицировали сновидения по типу источника их вызвавшего: либо из внутреннего источника – души, либо из внешнего мира – физических раздражителей. Для интерпретации образов сновидений применялись символы из И-Цзин (Книги Перемен). Китайцы и индусы учитывали наибольшее количество факторов при истолковании по сравнению с другими школами древности.
В священных ведах древних индийцев разные периоды ночи имели разное значение для истолкования сновидения, учитывался также и склад характера человека. Индийцы полагали существование четырех состояний души – бодрствования, сна со сновидениями, сна без сновидений, мистического единения.
В древней Греции сновидения использовались для диагностики и лечения. В храмах Эскулапа специально обученные жрецы давали страждущим сонное зелье, а затем истолковывали увиденное во сне в направлении лечения.
Авторы Талмуда допускали, что некоторые сны могут быть пророческими, к ним они причисляли сны, приснившиеся утром; сны, в которых человек снится кому-то другому; сны, которые истолковываются в другом сне. Повторяющиеся сны тоже могут сбываться.
Особый интерес представляет символика сновидений, приводимая в Талмуде, она во многом напоминает психоаналитическую.
Особая тема — сновидения в Библии.
В Книге книг приводится эпизод из жизни Иосифа, в котором он истолковывает сон фараона. Фараон видит себя стоящим у реки, из которой вышли 7 тучных коров и стали пастись в прибрежном тростинке.. Для истолкования сновидения был призван Иосиф, который дал следующее объяснение фараону. Семь тучных коров это семь лет изобилия; семь тощих – семь лет голода. Сон повторился дважды, значит это истинное слово божье.
Во времена Христа в Иерусалиме было 24 толкователя снов. Один из них считал, что сновидения подобны нераспечатанным письмам и имеют смысл.
Военачальники и полководцы — люди, чей успех и даже жизнь во многом зависели от госпожи Удачи – не могли пройти мимо такой возможности. Ведь сновидения виделись нашим предкам некоторым «окном» в будущее.